«Библиоджаз» набирает обороты

25 февраля в Донской Государственной Публичной Библиотеке в рамках проекта «Библиоджаз» прошел концерт «Разнообразие джаза».

«Библиоджаз» - один из проектов, представляемых Адамом Мартыновичем Терацуяном, известным ростовским контрабасистом, доцентом кафедры эстрадно-джазовой музыки РГК им. С. В. Рахманинова, заведующим отделением «Музыкальное искусство эстрады» Ростовского колледжа искусств. Все началось с концерта «Библионочь», состоявшегося в мае 2013 г. по инициативе Министерства Культуры Ростовской области, после чего директор библиотеки Евгения Михайловна Колесникова предложила Адаму Мартыновичу в рамках Центра культурных программ ДГПБ регулярно проводить джазовые концерты.

Музыка не впервые звучит в стенах ДГПБ, к примеру, многочисленные бесплатные концерты давала здесь Сусанна Борисовна Арабкерцева, замечательная пианистка и педагог Ростовской Государственной консерватории. Линия преемственности не прервалась, и теперь в кинозале библиотеки играют джаз.

«Библиоджаз» - очень демократичный проект, который позволяет начинающим музыкантам – студентам колледжа, играть на одной сцене с преподавателями и другими опытными известными музыкантами. Постоянным участником концертов является давно полюбившийся публике академический и джазовый пианист Олег Аккуратов, музыкант мирового уровня, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Сезон 2013-2014 года был открыт при участии Народного артиста России саксофониста Игоря Бутмана, чьё выступление надолго запомнилось публике.

Проект к тому же выполняет просветительскую функцию – знакомит слушателей с джазовой историей, стилистикой, терминологией, музыкальным языком и, конечно, творчеством знаменитых джазменов. Об этом говорят названия концертов: «Музыкальная форма в джазе», «Гармония джазовой мысли», «Фразы в джазовых импровизациях», «Джаз на российской основе», «Эвергрины» - вечно зеленые мелодии» и др.

Программа концерта «Разнообразие джаза» проводит экскурс в историю джазовых стилей. Джаз, возникнув на рубеже XIX-XX веков, прошел стремительный эволюционный путь, создав более полусотни стилистических направлений. Примерно со второй половины ХХ века новые стили стали появляться каждые три-пять лет, а то и одновременно. Одни направления опирались на традиции, внося новые приёмы в привычное джазовое звучание, другие изменяли джазовый язык до неузнаваемости. В результате все разнообразие джазовой музыки условно разделилось на две части: мэйнстрим (главное течение) и экспериментальный авангардный джаз.

Участниками концерта были исполнены стандарты, принадлежащие, несмотря на «разницу в возрасте», традиционному джазовому звучанию, под которым, прежде всего, подразумевается свинговый ритм: «Pick Up The Pieces» Б. Рича, «Stompin' At The Savoy» Б. Гудмана, Ч. Уэбба и Э. Сэмпсона, «I Remember Klifford» Б. Голсона, «Straight No Chaser» Т. Монка. Два студенческих ансамбля отдали предпочтение стилям современный фанк и фьюжн (прозвучали «Pick hits» Дж. Сколфилда и знаменитый «Chameleon» Х. Хэнкока).

Знаковым моментом явился tribute (приношение) Майлзу Дэвису - великому джазовому трубачу, стоявшему у истоков многих направлений. Трио в составе: Адам Терацуян (контрабас), Мария Россоховатская (фортепиано) и Надежда Ильясова (ударные), исполнило две темы М. Дэвиса: «Solar» и «Blue and green».

«Разнообразие джаза» порадовало слушателей разнообразием исполнителей. Наряду с Адамом Терацуяном в концерте принимал участие преподаватель колледжа трубач Алексей Бражников, студенческий состав - саксофонисты Дмитрий Коновалов, Виктор Лукин, Полина Бондаренко, Александр Кривов, Григорий Керзон; пианисты Даниэль Адиянц, Виктор Иценков, Мария Россоховатская, Алиса Шестунова; гитаристы Игорь Колотушин, Анна Сердюкова, Иван Пиховкин; контрабасист Александр Фрунзе; бас-гитаристки Екатерина Корнева, Маргарита Иванкова; исполнители на ударных Виктория Данилевская, Надежда Ильясова, Валентин Слепцов, Платон Мельниченко. Некоторые из них являются лауреатами и дипломантами разных лет ростовского Международного конкурса молодых джазовых исполнителей.

Студенты сходятся во мнении, что «Библиоджаз» - прекрасная возможность для музыкального общения, приобретения опыта, сценической уверенности, внутренней свободы, столь необходимой для качественной импровизации. Большинство предпочитает играть в традиционной свинговой манере, но есть поклонники фанка, рэгги, блюз-рока. Заведующий отделением Адам Терацуян приветствует студенческую инициативу и желание экспериментировать:

«Программа концертов формируется из предложений студентов, я только направляю их. Безусловно, они должны быть знакомы с базовым акустическим джазовым звучанием, но желание играть, к примеру, электронный фьюжн, только приветствуется».

    

Стиль Адама Терацуяна вести концерт, включающий шутки, небольшие рассказы об истории джаза и джазменах, анонсы джазовых событий, настраивает публику на веселый доброжелательный лад, сближает ее с исполнителями. Впрочем, находит он слова и для критики, опять же, в шутливой форме.

В целом студенты выступают достойно, основа джазовой музыки – импровизация - сохранена, и это значит, что джаз развивается и имеет отличные перспективы. А то, что эта музыка нужна людям, подтверждается переполненным залом.

«Здесь очень хорошая атмосфера, – отметил преподаватель колледжа Алексей Бражников. - Публика тепло приветствует молодых исполнителей. Удобно, что в библиотеке сделали такой абонемент. Раньше для студентов концертной практики было мало. Они выступали разве что в оркестре на праздничных концертах. Это хорошо, но не дает возможности играть сольно, что как раз возможно здесь».

На «Библиоджазе» присутствуют слушатели самых разных возрастов и профессий. Есть музыканты, меломаны, давние поклонники джаза. Есть те, которые придя однажды и не будучи знакомыми с этой музыкой, стали неожиданно для себя постоянными посетителями. Главное завоевание проекта - концерты проходят при полных аншлагах. Приятно было наблюдать, как несколько дам почтенного возраста увлеченно слушали джазовые композиции, с энтузиазмом отбивая ритм и восторженно аплодируя:

«Мы ходим на это мероприятие каждую среду, если позволяют домашние дела. Наше поколение выросло с этой музыкой. Сейчас молодежная музыка часто низкокачественна и однообразна в отличие от джаза. Так, как мы танцевали в молодости под джаз и рок-н-ролл, уже не танцуют!

Студенты просто молодцы. Самое главное, что во всех них чувствуется желание заниматься музыкой. Они не просто отрабатывают программу, они по-настоящему увлечены и живут этим».

О своих впечатлениях рассказал Михаил Малышев, музыкант и фотограф:

«Много талантливых ребят. Понятно, что у кого-то больше опыта, у кого-то меньше, но чувствуется некий общий уровень и большие перспективы роста. Мы, слушатели, очень благодарны всем, кто предоставил возможность выступать здесь молодым музыкантам. У группы «Битлз» был период, когда они обязаны были выступать в Гамбурге по восемь часов в день, и именно после этого они стали теми, кем стали. Конечно, идеально было бы для ребят зарабатывать деньги, выступая, хотя, с другой стороны, бесплатные концерты - подарок для ростовчан. Меня сюда пригласили мои друзья-меломаны, и, конечно, я буду приходить еще».

Концерт завершился торжеством импровизации - джем-сейшном на тему Т. Монка «Straight No Chaser».

студентка III курса отделения теории музыки
А. Любченко,
преп. Е.А. Ахтырец