Доступная среда
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор образовательного учреждения, образовательной программы и формы получения образования. Право на образование является одним из основных из неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина.
Положение об организации инклюзивного образования в ГБПОУ РО "Ростовский колледж искусств"Адаптированная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена для обучающихся с нарушениями зрения 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (по видам инструментов)
В ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» имеются следующие специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- специально оборудованные учебные кабинеты- нет;
- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- нет;
- библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- нет;
- объект спорта, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- нет;
- беспрепятственный доступ в здание колледжа - есть (вход в здание оборудован пандусом, имеется подъемник лестничный гусеничный для маломобильных граждан, имеются тактильные таблички и пиктограммы для слабовидящих и незрячих людей);
- специальные условия питания- нет;
- специальные условия охраны здоровья- нет;
- доступ к информационной системе и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – есть:
Ссылки на электронные ресурсы по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в Ростовской области:
БПОО - Инклюзивное профессиональное образование (incl-nkptiu.ru).Горячая линия по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Инклюзивное профессиональное образование » Горячая линия (incl-nkptiu.ru)
Официальный сайт РРЦ «Содружество» http://rrc-sod.ru/
- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья-есть:
ЭБС "Лань" разработано мобильное приложение со специальным сервисом для незрячих. Встроенный синтезатор речи воспроизводит тексты книг и меню навигации. Пользоваться им бесплатно могут все абоненты Ростовского колледжа искусств. Доступ осуществляется из раздела Библиотека по ссылке https://rostartcollege.ru/o-kolledzhe/biblioteka/
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- общежитие, интернат в ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» - нет;
Инклюзивное образование подразумевает такую организацию процесса обучения, когда все обучающиеся, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются в образовательных учреждениях, которые оказывают им необходимую специальную поддержку с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» реализуется через модель полной инклюзии. Дети-инвалиды посещают колледж наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по учебным планам, которые совпадают с учебным планом соответствующей группы, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др. В случае необходимости по состоянию здоровья, на незначительный период времени возможно применение индивидуального обучения с использованием дистанционных технологий. Учебные материалы и задания для студентов доступны по ссылке: https://yadi.sk/d/0yMPTWO7afeZIg.
В ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. С целью профориентации и привлечения абитуриентов с инвалидностью Приемной комиссией, структурными подразделениями ГБПОУ РО ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств», ответственными за проведение профориентационной работы ведется активная работа в данном направлении. Профессиональная ориентация абитуриентов с ОВЗ направлена на формирование у них осознанного и адекватного профессионального самоопределения и направлена на подбор образовательной программы, доступной лицу с ОВЗ в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
При разработке Правил приема в ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» учтены и прописаны особые условия для поступающих с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. При проведении вступительных испытаний в ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» имеется возможность создания специальных условий при проведении вступительных испытаний. Абитуриент может в заявлении указать необходимость:
- выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно),
- использования технических средств,
- помощи ассистента,
- увеличения продолжительности вступительных экзаменов.
К работе в Приемной комиссии ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» привлекаются сотрудники, обладающие знаниями о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи ими учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. Стенды и информация приемной комиссии доступны для всех нозологических групп инвалидов.
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются Методическим советом ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств».
Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура» и создание в колледже толерантной социокультурной среды.
Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и обучающихся с ОВЗ; консультирование по психофизическим особенностям обучающихся с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.
Для комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ предусматривается привлечение руководителей учебных групп.
Педагогические работники, работающие с обучающимися с ОВЗ, имеют право проявлять педагогическую инициативу, свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания, определяемых содержанием обучения, материально-техническим обеспечением, особенностей восприятия учебной информации обучающимися с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося инвалида и лица с ОВЗ, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.
Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ включает мероприятия, направленные на диагностику их физического состояния, сохранение их здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения. Даная функционал закреплен за сотрудником Медицинского кабинета.
Социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:
- Мероприятия, сопутствующих образовательному процессу и направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения,
- Установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура», определенного Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся.
- Создание в колледже толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех челнов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Администрация ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» системно занимается вопросами создания безбарьерной архитектурной среды. Все помещения ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» обеспечены системой навигации для обучающихся инвалидов различных нозологических групп. Прилегающая территория к зданиям ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств» доступна для маломобильных граждан.
Мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, учреждениями культуры искусства, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями, с которыми имеются договоры о сотрудничестве.
Основными формами содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями, индивидуальные и групповые консультации выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.